В данном разделе речь пойдёт о теннисной технике, её основных аспектах, эффективности и проблематике корректировок . Кратко представим нашу концепцию «кинезио тенниса», а также коснёмся одного из самых сложных, но самых эффективных форхендов, биомеханический принцип которого используют Надаль, Джокович, Федерер, Дж. Сок, Киргиос, Нишикори, наши Андрей Рублёв и Карен Хачанов, а также многие другие игроки топ уровня.
Любая техника, как определение, применимое к спортивным движениям, это фактически ни что иное, как структура оптимального движения в каждом конкретном случае. Оптимального, значит наиболее эффективного(быстрого, сильного, точного ). Это и позволяет при затрате одинаковых, а при нашей концепции «кинезио тенниса», меньших усилий, сделать теннисисту удар гораздо эффективнее. Спортивной технике уделяют огромное внимание в любом виде спорта, уровень её освоения, иногда называют основой мастерства . Техника в теннисе также подразумевает оптимальный и эффективный способ произвести те или иные движения , для достижения наилучших ударов и передвижений. Теннисная техника ударного движения, объединяет в себе подготовке к удару, удар и выход из него. Каждый удар можно рассматривать с этих позиций, рассуждая об эффективности того, какие подготовительные и непосредственно ударные движения были сделаны теннисистом. Поскольку удары в теннисе весьма разнообразны, и делаются теннисистом на основании позиции на корте, скорости и высоте летящего мяча, готовности , тактической задумке и множеству других компонентов, само техническое исполнение может отличаться. Тем не менее, каждый теннисист ориентируется на свой базовый или эталонный вариант исполнения ударов, основы которых были заложены , как правило в подростковые годы, где они вместе с тренером и формировали все элементы.
Техника преподавания многих ударов может существенно отличаться от тренера к тренеру, также как и сама эффективность такой техники. Наша концепция обучения и построения ударов базируется на основах биомеханики , которую применяют в профессиональном теннисе. Обучаем и проводим профессиональные корректировки на таком сложном ударе , как форхенд хлыстом (основной удар теннисистов ATP) .
Благодаря нашей уникальной концепции «кинезио тенниса», мы не просто обучаем внешнему копированию по данному типу удара, что в принципе не возможно без понимания ключевых особенностей, мы формируем индивидуальный стиль этого удара. Посмотрите как исполняют форхенд разные топ теннисисты мира, даже невооруженным глазом заметно, что каждый имеет свой стиль, траекторию, ритм, однако почти все они задействуют хлыстообразное движение. С помощью нашей концепции «кинезио теннис»и знаний построения этого типа удара, полученных у лучших теннисных специалистов из США и Испании, мы буквально раскладываем всё на микро движения и фазы, соотносим их с правильными траекториями и скоростными характеристиками на каждом звене. Разложив все движения на их воспроизведение мышечно-сухожильным аппаратом, и тому как он может создать максимальную эффективность при минимальных энергетических затратах, мы формируем правильное эталонное движение и выводим сопутствующие методики по фазовой настройки. В этом и состоит основная идея нашей концепции «кинезио теннис», применительно к теннисной технике.
И подобная настройка данного движения, это не простой вопрос, как могут подумать некоторые. В интервью Евроспорту Тони Надаль, дядя и тренер легендарного Рафы Надаля, в ответ на вопрос о построении техники Рафаэлю , сказал что он три года выставлял ему правильный тонус и форму на форхенде, чтобы удар был таким эффективным как мы его сегодня видим. Скажем честно , у нас также ушло очень много времени, прежде чем появилось структурированное понимание проблематики и методик корректировки . Были найдены взаимосвязи и методы в работе с мышечными блоками, углами атаки, оптимальными скоростными зонами, ритмом и гипертонусом (что мешало Рафе), а также возможными «выключениями» мышц синергистов . Важность проблемы с»выключениями» мышц синергистов подробно описана в нашем разделе «Кинезиология».
Кратко следует пояснить про проблему «теннисного локтя», которым страдают как юные теннисисты, так и взрослые , и очень часто любители. Это ни что иное как воспаление сухожилий (латеральное или медиальное) и называется эпикондилит . Любители тенниса борются с этим применяя разнообразные бандажи на предплечье, но это не решает кардинально проблему болевого синдрома, а лишь временно завуалирует её. Многие думают, что это проблемы исключительно взрослых любителей тенниса, и что это не касается их детей усердно занимающихся в секциях тенниса. К сожалению, у многих детей серьезно занимающихся теннисом уже в юном возрасте накапливается множество микро травм, а иногда и травм хронического характера. Они не видны до момента пока не выльются в накопленную травму с отчетливой и сильной локализацией боли. И если не выявить и не решить эту проблему комплексно, уже через несколько лет это не позволит им серьезно развиваться в теннисе. Проведите простой тест самостоятельно, методом плотного нажатия на разные точки сухожилия в районе внутреннего и внешнего надмыщелка, как показано на рисунке.
Не бойтесь умеренно надавливать в разные точках этих зон сухожилий, если они здоровые, то не будет никаких болей. А вот если уже есть проявления боли при нажатии, значит имеется воспаление сухожилий, которые скорее всего, раз за разом травмируются из-за неправильной техники. И если тренер говорит вам, что боль там это нормально и не страшно, этот «специалист» может довести вас до хронического травматизма, советуем проконсультироваться с врачами травматологами. Это как раз проблема и очень большая, просто некоторые тренеры не знают как с этим справиться. Рано или поздно это приведет к латеральному или медиальному эпикондилиту («локоть теннисиста») и просто не позволит дальше нормально играть в теннис.
Далее представлен материал c разбором некоторых аспектов ударной теннисной техники , особенностей современного форхенда «хлыстом» (АТР форхенд), а также вопросов смены техники.
Технику того или иного удара, и в частности форхенда, помимо того вида или стиля, который мы видим, можно рассмотреть с точки зрения воздействия определённых базовых факторов ракетки на мяч. Именно их характеристики и определяют силу и вращение мяча. Важно насколько удар может быть сильным и контрольным, что в основном обеспечивает вращение. Кстати, сила удара, и контроль, находятся в некой обратной зависимости, чем сильнее удар, тем он менее контрольный, если рассматривать удары как статистический показатель. Например, самым сильным можно назвать плоский удар по мячу, где вся сила уходит в поступательное движение, но чем сильнее скорость на нём, тем больше он даёт ошибок. Увеличиваем вращение, и сила удара падает, но появляется контроль. Конечно, абсолютно плоский форхенд, не так часто применяют, поскольку он порождает очень много ошибок. Поэтому большинство ударов делается с той или иной степенью вращения.
Именно в комбинации силы и вращения строится удар. Это актуально для любых типов , видов или стилей ударов, будь то удар новичка или профессионала. Если взять «усреднённый» удар с задней линии, лучших мировых теннисистов, то мы увидим, что например, Надаль, делает форхенд с огромным вращением, Джокович и Федерер с меньшим, но всё каждый раз зависит от того какой «пришёл мяч», и что они хотят с ним сделать. Конечно имеет значение точка удара, хватка, стойка итп, но для дальнейшего разбора базовых факторов , имеющих конкретные физические параметры, это лишь создаёт исходные параметры. Не имеет какого-то специального значения, с точки зрения «как» полетит мяч, прямая рука на форхенде( это диктует прежде всего восточная хватка), или немного согнута при полузападной хватке. Не будем брать в расчёт в какой стойке выполняется удар, хотя полуоткрытые и открытые стойки имеют в быстрой игре свои преимущества, но на динамику полёта мяча они влияют опосредованно, через те же общие базовые факторы. Также и замахи могут несколько отличатся формой и при этом влиять на динамику разгона и сам ритм, что безусловно важно, но и это лишь формирует предпосылки для этих базовых параметров удара.
Рассматриваемые далее базовые факторы, обеспечиваемые, той или иной биомеханикой удара и определяют, ту «информацию на мяче», которая и будет влиять на его полёт. От них зависит динамическое «поведение» мяча, после удара по нему ракеткой, именно они определяют его баллистику и характеристики .
Итак, давайте перейдём к этим базовым факторам, играющим ключевую роль в ударе.
С точки зрения полёта мяча, при воздействия на него ракетки , которая и передаёт ему информацию «куда лететь и как» , прежде всего важны пять базовых факторов:
1) Скорость с которой ракетка вылетает на мяч.
2) Направление движения ракетки с которым она вылетает на мяч.
3) Угол «атаки» плоскости ракетки, с которым производится удар по мячу.
4) Динамические характеристики прилетевшего мяча.
5) Высота точки удара, на которой он производится.
Определённая комбинация этих базовых факторов при ударе и даёт мячу информацию о его дальнейшем полёте. Фактор струн теннисной ракетки, и сама ракетка, также безусловно важнейшие показатели, но они уже заранее заданны, и не могут рассматриваться как меняющиеся в процессе удара. Да, игрок может не попасть по мячу точно «ударным пятном» ракетки и тогда этот показатель несколько поменяется и также создаст правку в динамику полёта мяча, но это отклонение не имеет особого значения в данном случае, поскольку оно является частностью и ничего не меняет в принципе «построения» стандартной динамики мяча на ударе.
Комбинаций ударов, состоящих из пяти данных базовых факторов может быть очень много. То как теннисист подошёл к мячу, стойка, хватка ,статический или динамический баланс у него на ударе и другие составляющие биомеханики, в конечном итоге и формируют это, осуществляя удар. Хорошая техника позволяет «обрабатывать» многообразие различных вариантов, создавая прочный технический теннисный фундамент.
Это многообразие возможных ударов, наверно можно сравнить с вариантами составления числа, которое можно получить, используя пять разных цифр. В своей автобиографической книге, Рафаэль Надаль, пишет, на эту тему, что вообще каждый удар уникален и неповторим, т.к различных исходных показателей и их сочетаний очень много. Тем не менее, его форхенд имеет весьма четкий и структурированный вид, часто позволяющий нивелировать многие осложняющие показатели.
Здесь мы заканчиваем разбор основных факторов, которые также помогут в дальнейшем анализе, и коснёмся, как раз, этого типа удара, который использует, тот же Рафаэль, да и многие другие топ теннисисты. Надаль один их лучших в исполнении форхенда, называемого специалистами ATP Forehand, и именно из отличного контроля в нём. Да, этим ударом пробивают порой и сильнее чем Рафа, тот же Федерер, Джек Сок или Киргиос, и другие, часто выдавая фантастические выстрелы, но как мы помним из принципа взаимодействия, контроль и сила находятся в неком противоречии. Добавляем силу , только за счёт открытия угла «атаки», и смены направления движения ракетки, уходит вращение и контроль. Просто добавляем скорость разгона ракетки и можем также потерять контроль, в следствии потери корректного угла атаки. Роджер Федерер, один из тех, кто гениально, создаёт оптимальные комбинации из всех этих основных и дополнительных факторов. Там где не нужно лишнее вращение, он его не создаёт, там где оно необходимо, пожалуйста. В динамическом балансе тела на ударе — наслаждаемся красотой, в статике, вообще без проблем. Всё выглядит как бы легко и непринуждённо, но за этим стоит огромная работа, как лично его, так и многих специалистов, работавших с ним.
Давайте взглянем на ATP Forehand, т.е форхенд в стиле и структуре биомеханики лучших теннисистов мира. Поскольку детальный разбор по каждому ньюансу в биомеханике этого удара, будет сделать сложно только описательной частью, да и такой задачи нет, остановимся на главном. Это акцент на специфике удара, присутствие в нём, так называемого хлыстообразного движения, его большей силе и сложности в освоении. Остальное, это всё индивидуальные детали, интересные сугубо профессиональным тренерам или игрокам пытающимся его надежно использовать или стабилизировать, поскольку его основной недостаток как раз и есть в этом.
Рассмотрим влияние на силу удара этого хлыстообразного движении на форхенде, на примере аналога удара -подачи. Теннисная подача это тот же удар , только в вертикальном положении руки. Каждый тренер и теннисист знает, что подача , после соединения всей биомеханической цепочки, производится за счёт так называемой «ударной петли» , которая в итоге происходит в звене кистевого движения. Именно это движение при разных его вариантах (плоская подача , резаная , крученая)и создаёт необходимое ускорение и кручение мяча. Без него мы не можем добиться нужной силы удара. Это происходит потому ,что скорость разгона теннисной ракетки в звене» кисть», соединенная со всеми другими звеньями и определяет эту самую силу удара. Существуют данные, полученные на основе сложных биомеханических измерений скоростей и их сопряжения, проведенные одним из спортивных подразделений института из США, показывающие , что вклад звена «кисть-ракетка» достигает 70%. Кто не верит этому , просто посмотрите на подачу Вавринки и разберите все его движения в каждом звене, по их вкладу в общую динамику пушечной теннисной подачи .
А чем отличается, с точки зрения развития скорости удара (ракетки), подача от форхенда ? По принципу разгона скорости , взаимосвязям на ударных цепочках и конечной эффективности — ничем! Здесь действует тот же закон, это тоже удар и тоже ракеткой. По вкладу в силу удара разных звеньев, также ничем, просто количество мышц и сами они несколько другие. Если на подаче или на форхенде, в звене «кисть» присутствует хлыстообразное движение, то скорость во всей биомеханической цепочке существенно добавляется. Сделайте теннисную подачу без ударной петли (т.е хлыста ракеткой) и с ней, или с меньшей её скоростью, тогда поймёте, что разница может быть весьма ощутимой.
Также можно посмотреть на динамический аспект этого разгона. Сам разгон ракетки при этом современном теннисном ударе, как говорилось выше, производится за счёт компактного замаха. Если вы найдёте видео с разбором деталей в этом ударе, где задаются равные временные промежутки с привязкой к динамике разгона и диаграммой скоростей различных звеньев, то увидите какова динамическая структура этого движения и какова роль последних фаз. Мы не обсуждаем здесь и сейчас детали построения данного движения, это отдельная практическая тема занятий, можно лишь добавить, что подобный удар не носит никаких травматических предпосылок для кисти, как думают некоторые. Как раз всё наоборот, этот тип удара гораздо менее травмирующий кисть .
Сейчас мы просто разбираем факт того, что подобное движение увеличивает скорость, поэтому пользуясь первым из рассмотренных базовых факторов, имеем следующее. Разгон теннисной ракетки в мяч происходит быстрее, поскольку она разгоняется ещё и по малому диаметру гораздо быстрее, как бы вокруг кисти и эта скорость также соединяется со скоростью плечевого движения руки. Создаётся специфический эффект разгона по окружности. Разгон ракетки , формирующий скорость, по старому типу удара только за счёт звена плечо (естественно плюс корпус, бёдра итп), гораздо ниже по скорости, чем при этом типе теннисного удара хлыстом (АТР форхенд).
Хорошо, пусть так, скажет внимательный читатель, но ведь скорость и тем более такая высокая, да ещё и с тяжело контролируемыми углами «атаки» ракетки по мячу, входит в противоречие с общим принципом контроля. Абсолютно справедливо, гораздо тяжелее попасть таким образом как по теннисному мячу, так и в нужное место теннисного корта, на такой скорости и меньшем диаметре ускорения. Чуть не вывел, угол «атаки» теннисной ракетки и мяч справа в ауте (для правшей). Чуть закрыл этот же угол «атаки», не контролируя его на этой скорости, тоже проблема, но теперь уже ошибка в сетку. Критичность доходит до того, что соотношение в разнице нескольких градусов на «открытом-закрытом » углах атаки, составляет до метра в длину полёта мяча, но и здесь всё зависит от фактора скорости. По ощущениям контроля в руке эти градусы порой сложно уловимы, тем более когда на скорости, да ещё и при общем движении руки и всего тела. С точным попаданием ударным пятном ракетки, также могут быть проблемы , но это всё рабочие моменты тренировочного характера , которые решаются на теннисном корте с тренером соответствующей квалификации. Важно отметить , что именно контроль этого движения и есть ключ к его хорошему освоению этого теннисного удара хлыстом.
Этот более тяжёлый контроль и есть основная сложность, заложенная в этот мощный теннисный удар, но лучшие теннисисты мира показывают нам куда идёт развитие техники ,и как будут играть в ближайшие годы на высоком уровне. Из АТР игроков, очень многие применяют его в том или ином варианте с разными замахами, хватками, стойками. Среди женщин его ранее отлично исполняла Жюстин Энен, а сейчас уже стали появляться молодые теннисистки взявшие его на вооружение.
К сожалению , существует множество заблуждений, подчеркивающих непонимание сути этого удара, и вот некоторые из них:
— Этим ударом бьют только профи и невозможно этому научить ребенка.
Можно, но необходимо знать технологию его постановки и стабилизации. Хотя он конечно сложнее в освоении, и на начальных этапах менее стабилен. Однако освоение его в юном возрасте даёт огромное преимущество теннисисту в будущем. У нас разработана данная методика на базе концепции «кинезио теннис»
— Этот удар используют в основном мужчины , а для женщин есть свой тип удара.
Абсолютно неверно , никто не устанавливает какую технику применять женщинам , а какую мужчинам. Мужской теннис требует самой идеальной техники , поэтому там в основном его и видим.
— Это очень травматичный и энергозатратный тип удара , поскольку, якобы, сильно нагружает кисть и локоть , в связи с этим детям и женщинам он не рекомендован.
Если его исполнять неправильно, то проблемы с кистью будут точно, и даже у мужчин. Всё как раз наоборот, с точки зрения нагрузки на кисть и локоть он абсолютно безопасен при правильном исполнении. Просто «специалисты» утверждающие это ,совсем не понимают «природу»данного удара , его биомеханику и уж тем более внутреннюю работу мышечных звеньев и их верную последовательность.
— В этом ударе надо использовать экстремальную закрытую теннисную хватку ракетки , поэтому мы его не рекомендуем детям.
Тип хватки не имеет никакого отношения к типу этого удара ! Федерер его исполняет с восточной хваткой , Джокович и Надаль с полузападной , Нишикори-западной. Оптимальна полузападная или восточная. Но суть, совсем не в этом.
— В этом ударе надо использовать исключительно полуоткрытую и открытую стойки , и создается повышенная нагрузка, поэтому мы его не рекомендуем детям.
Повышенная нагрузка может создаваться, если старым типом удара пробивать из открытой стойки. При верном исполнении этого даже близко нет. Посмотрите внимательно , на игру того же Джоковича, и станет ясно, что это не так. Да, удар позволяет применять эти стойки ,что является как раз сильным преимуществом , но тот же Новак ,иногда, пробивает им из почти боковой. А вообще-то, сейчас полуоткрытая стойка — это основа на форхенде, и учить детей бить только из боковой это верх непрофессионализма. Найдите видео, где наш прославленный тренер В.Янчук, учит этому тренерский состав, со старыми взглядами, а уж он то многое видел за несколько десятилетий.
Кстати, некоторые теннисисты и тренеры, так или иначе задействуют в своей игре в разной степени эффективности этот принцип хлыстообразного движения сами, но не осознанно, поэтому не акцентируются на этом и не могут проанализировать его «природу»и правильно преподавать его стабилизацию. Данный тип теннисного удара, это четкий набор слаженных мышечных движений с правильным ритмом , фазами, углами и тонусом самих мышц. Посмотрите видео с форхендами Джоковича , Федерера, Надаля , Киргиоса, Фонини, ну или нашего Андрея Рублева , вот что такое современный форхенд. Детали замаха, хватка итп могут быть разные , но принцип биомеханики один и тот же.
Справедливости ради, надо отметить ,что этот теннисный удар действительно непростой, в части контроля и как показывает практика, требует долгой отработки, но если ваша цель это получение багажа теннисиста высокого уровня, а не временной победы любой ценой в юные годы ,то стоит задуматься об этом.
И немного о смене техники.
Казалось бы, зачем менять теннисную технику, если она уже есть . Здесь вопрос надо ставить шире и смотреть в перспективу развития теннисиста. Теннисная техника это фактически оружие теннисиста, и если сейчас он имеет стабильное, но возможно не столь «сильное оружие», с которым придётся идти дальше по теннисной карьере, то есть смысл подумать об этом. В случае когда планов быть одним из лучших теннисистов нет, возможно и нет смысла работать над получением новой самой мощной передовой техники, достаточно чтобы имеющаяся техника просто не была травмирующей .
Вопрос о смене теннисной техники всегда не простой и требует прежде всего понимания нужно ли это делать. Очень часто вместо действительной смены типа удара, новый тренер просто советует поменять хватку . Это первый признак некомпетентности тренеров , которые обучают удару только той хваткой, которой сами играют, не понимая как должен строится удар на другой хватке. С этим надо быть очень аккуратно, поскольку прежняя хватка теннисиста заложила у него набор устоявшихся двигательных навыков, точки удара итп деталей. Если вы просто смените хватку по таким рекомендациям, но ничего принципиально не измените в части получения эффективности, это будет пустой потерей времени и сил.
Вообще, проблема со сменой техники в процессе роста теннисиста, это всегда процесс с одной стороны тормозящий его временные результаты, но если решение было правильным, приносящий большую пользу. Однако практика преподавания теннисного мастерства, часто выглядит как неэффективная система постоянного технического переучиванию ребенка по мере его взросления. Это одна из самых больших уязвимостей системы преподавания тенниса и не только в нашей стране.
Юному теннисисту или его родителям говорят, что «неважно какая техника, главное это результат сегодня». В большинстве случаев это путь в тупик, т.к временные выигрыши, не будут иметь потом никакого значения, в отличии от хорошего технического арсенала, которым владеет теннисист. Взрослый теннис на больших скоростях совсем другое. Не имеете мощных контрольных ударов и подач и шансы на перспективы отсутствуют. Поэтому думать о своём техническом арсенале нужно заранее.
Спросите у тренеров или почитайте о чужом опыте, сколько времени нужно, чтобы перейти на другой тип удара с уверенным закреплением в зрелом возрасте. Этот срок иногда может быть достаточно большим, поэтому хорошую теннисную технику желательно поставить и закрепить как можно раньше. Да, бывали случаи у гениев тенниса , как например у Пита Сампраса , который поверив своему тренеру Роберту Лэнсдорпу , решил перейти в зрелом возрасте на другой бэкхенд и в течении не столь долгого времени, справился с этим . Но и он находился в этот период, под сильным психологическим прессингом из-за волны поражений и негативных разговоров родителей и тренера.
А как возмущались родители Доминика Тима, хотя сами теннисные специалисты, когда его тренер менял их сыну бекхэнд на одноручный, и были большие провалы по результатам в процессе стабилизации нового навыка. Становление, корректировка и тем более смена техники, это всегда непростой процесс, в том числе во многом и психологического характера. Нужна эффективная методика смены движения, с которой старые навыки не будут «липнуть» при любом не подконтрольном движении, требуется верная настройка стадий прогресса, психологическая работа, в том числе и с родителями, и конечно время. Но если вы сейчас гонитесь за сиюминутным результатом , то уж точно не сможете пойти на это позже в более зрелом возрасте, когда череда турниров будет чрезвычайно важна.
Базу всех основных технических навыков и ударов желательно освоить уже в юном возрасте до 13-15 лет, чтобы потом довести их до совершенства. Переучиваться на новый тип ударной техники далее будет сложно из-за уже сложившихся годами устойчиво закреплённых навыков и просто из-за плотного соревновательного графика. Да, теннисист учится многому в процессе развития, но частые и порой кардинальные смены в техническом арсенале на более позднем периоде развития, могут затруднить его профессиональный прогресс, поэтому осваивать передовую технику лучше смолоду, чтобы это не стало тормозом в дальнейшем.