Построим Ваш лучший теннисный маршрут!

Родителям

Этот раздел очень важен и полезен для теннисных родителей для честной оценки самих себя и степени своего воздействия на теннисное развитие ребёнка. Ниже собрана информация для повышения осведомленности теннисных родителей о важности формирования правильного и конструктивного родительского поведения и помощи своим детям на их теннисном пути. 

В данном разделе раскрываются следующие вопросы:

— Как понять хороший или плохой перед вами тренер

— Анкета для теннисных родителей

— Что делать и Что нельзя делать Родителям

— Рекомендации от спортивных теннисных психологов мирового уровня

— Характеристики теннисных родителей и их действий;

— Реальные примеры важности психологической составляющей из отечественной и зарубежной практики.

 

Поскольку родители юных теннисистов , вольно или невольно пытаются понять насколько тренер является хорошим специалистом и способен дать их ребенку достойную подготовку, приведём несложные для этого понимания и подсказки.

1. Тренер должен быть организован сам и способен привить это ученикам.

Плохо если : На тренировке вы видите систематические опоздания тренера, его периодические телефонные разговоры или личные «просмотры» в телефоне, а также отсутствие четко структурированных действий и наличие тренировочного хаоса.

2. Тренер должен быть действительно профессионалом, разбирающимся во всех типах ударов и хватках. А не учить только так как играет он сам.

Плохо если: При переходе к другому тренеру, он поясняет вам и вашему ребенку, что его прежняя, например, «полу-западная» хватка ракетки плохая, и нужно обязательно теперь менять её на «восточную», потому что она лучше. Иногда приводятся по этому поводу глупые аргументы и примеры, что например Федерер играет «восточной» и удар у него на прямой руке, а у вашего ребенка локоть согнут.  И что ?) А Джокович и еще многие делают удар на согнутом локте! Дело не в этом, а в том что такой тренер будет копировать свой , возможно далеко не лучший, удар и опыт. Как только услышите такое, знайте, что перед вами тренер дилетант, возможно умеющий научить теннисиста только той хваткой, которой сам играет.  Одна из самых больших проблем как раз связана с переучиванием: когда сначала юного теннисиста обучают одному, потому другому, затем третьему, и в результате много потерянного времени и без толку потраченных сил. Исключения если хватка «западная», т.к действительно подходит далеко не всем , ну или «континентальная», показывающая, что ребенка ранее обучал специалист уж очень «старой теннисной школы».

3. Тренер должен научить ребенка навыкам теннисной подачи. И даже те, кто не знает как это сделать правильно, хотя бы должен стараться в этом направлении, прилагая видимые усилия.

Плохо если : когда видите на тренировке, как в последние 5-10 минут тренер просто поставил корзину с мячами и сказал, чтобы дети подавали с задней линии, а сам стоит или вообще сидит в стороне. Это говорит как о тренерском безразличии к эффективности обучения, так и о некомпетентности и отсутствии методологии обучения. Недостаточно просто самому показать, надо разобрать ошибки и выстроить методику освоения и это не тоже самое, что просто дать время на исполнение подачи.

4. Детский тренер не должен работать в жестком авторитарном стиле, оказывая постоянное давление криками и грубыми высказываниями.

Плохо если: Вы видите на тренировках систематически любое из этих проявлений. В более позднем возрасте, некоторые могут заметить у детей негативные психологические проблемы, корни которых будут находиться в развитии в такой обстановке. Несомненно для отдельных детей и эпизодически могут быть временно полезны некоторые виды грозного воздействия. Но помните, если заставляете теннисиста отжиматься постоянно на ошибках, то его мышцы рук меняют тонус и требовать сразу после этого хороших ударов, просто бессмысленно.

5. На сегодня лучшие мировые теннисные специалисты достаточно хорошо изучили особенности детского теннисного развития, поэтому уже давно разработана программа оптимального теннисного развития 10 S. Смысл в том, что в условиях маленьких кортов, низкой сетки, облегченных ракеток и другого давления и отскока мяча, можно сформировать правильную технику. При этом остается соревновательный дух борьбы и развития по основополагающим теннисным канонам.

Плохо если : В возрасте 6-9 лет ваш ребенок занимается тем, что в основном набивается на задней линии стандартного теннисного корта. Скорее всего он не научится хорошей теннисной технике. Отскок стандартного мяча в месте где требуется исполнить удар, приходится ребенку на уровне плеча и выше. Форхенд теннисиста, и уровни где его надо формировать, находится в зоне от чуть ниже пояса и до плеча. Скорость такого отскока стандартного мяча также не будет способствовать процессу обучения. Картина обучения таким образом, говорит о том, что переход на турнирные игры уже на стандартном корте, легче пройдёт у таких детей, за счёт этой «пустой» набитости на «знакомом корте». Однако потом могут начаться серьёзные проблемы технического и психологического характера, если ничего существенно не поменять.

6. Если это группа, то она должна быть правильно подобрана по составу и численности, а также упражнения в ней должны быть эффективными, если не стоит задача «физкультуры с ракеткой».

Плохо если : В группе более 4-5 детей , когда все они ставятся тренером в «ручеёк ожидания» своего удара , уменьшая время работы с мячом, а также отсутствуют  подводящие упражнения и пояснения к ударам.

8. Если тренер работает с детьми , то желательно удержание позитивного эмоционального фона на тренировке, чтобы ребенок был увлечен процессом, а значит теннисная тренировка не пройдёт в пустую.

Плохо если: Тренер работает с детьми без всяких эмоций, а ещё хуже с отрицательными. Даже если он действительно хороший специалист, но не обладает должным пониманием детской психологии, то эффективность тренировочного процесса будет ниже, а мотивация ребенка страдать.
Помните, первые детские тренеры самые важные, они должны быть хорошими специалистами и педагогами в части построения теннисной техники, а также  обладать психологическими компетенциями, чтобы привить ребёнку мотивацию и радость занятия теннисом.

 

Данная анкета совмещает как вопросы от известного американского психолога Дж.Лоера, так и вопросы, имеющие наиболее выраженное проявление в нашей отечественной практике взаимоотношений родителей и детей внутри тенниса. Вопросы ниже актуальны только для родителей не являющихся тренерами для своих детей. Если Вы действительно полноценно тренируете своего ребенка (а не , как бы «помогаете» тренеру), ваша задача и роль гораздо сложнее и прежде всего по психологической составляющей данного вопроса. 

Понятие «Проблемного родителя», Дж.Лоер  условно вывел в своих книгах и разбирает его по многим составляющим. Относитесь к этому спокойно, какой бы результат не получился. Не бойтесь показаться какими-то неправильными, рассматривайте эти ответы как помощь самим себе в переосмыслении развития своего ребенка

Так что мы предлагаем родителям уже «идущих по теннисному пути» детей, протестировать себя сейчас, являетесь ли вы так называемым «проблемным теннисным родителем» . Это понятие кроет в себе весь тот комплекс причин и проблем, который просто может не дать эффективно развиваться вашему ребенку в теннисе. Чтобы был смысл в заполнении данной анкеты, вы должны хотя бы для самого себя ответить на эти вопросы предельно честно.

Родителям: Прочтите следующие утверждения и классифицируйте свои ответы в соответствии со следующей градацией:  

5 — Всегда ;

4 — Почти всегда;

3 — Иногда;

2 — Почти никогда ;

1 — Никогда

Возьмите лист бумаги и указывая номер вопроса, записывайте напротив него оценку. Затем сложите все оценки, сравнивая их с интерпретацией, представленной ниже. 

Как родители вы:

  1. Говорите: «Мы играем сегодня», как если бы вы тоже собирались быть на корте?      Оценка_________
  2. Смотрите ли вы с отвращением и злостью на то, как ваш ребенок допускает глупую ошибку?       Оценка_________
  3. Обращаетесь ли вы с ребенком по-другому, когда он проигрывает, в отличие от того, когда он выигрывает?      Оценка_________
  4. Отказываетесь ли вы от проявления таких чувств, как любовь, привязанность и теплота,  с той целью, чтобы ваш ребенок старался усерднее и выступал лучше?      Оценка_________
  5. Бывает ли такое когда ребенок плакал после «теннисного разговора» (о результате, тренировке итп) с Вами?       Оценка_________
  6. Выглядите нервозным и пытающимся подсказать из-за пределов корта во время матча?       Оценка_________
  7. Раздражаетесь ли Вы из-за того, что ваш ребенок проигрывает с выражением при нем и других родителях своих чувств ?    Оценка_________
  8. Уходите ли вы с матча в его ходе из-за того, что ваш ребенок плохо играет, если он знает, что вы всегда смотрите при хорошей игре?       Оценка_________
  9.  Игнорируете ли Вы жалобы ребенка на состояние здоровья (боли итп) перед игрой , по ходу, а также после в ходе тренировок ? Т.е рассматриваете ли Вы это как несущественные и естественные проявления, на которые можно особо не обращать внимание, разу уж ребенок занимается спортом серьёзно. Оценка_________
  10. Влезаете в тренировочный процесс со своими замечаниями или комментариями по ходу тренировки или по окончанию?    Оценка_________
  11. Позволяете своему ребенку неприличные или оскорбительные выражения на корте или бросать ракетку?       Оценка_________
  12. Считаете ли Вы победу в матче, единственным мерилом того насколько хорошо ребенок играл? Т.е согласны с принципом «неважно как играл -главное победил»      Оценка_________
  13. Позволяете своему супругу/супруге быть «проблемным родителем» с постоянной критикой по теннисным вопросам?       Оценка_________
  14. Позволяете ли вы своему ребенку вести себя плохо (например, кричит на всех на матче итп) по отношению к вам или остальным, когда он проигрывает ?       Оценка_________
  15. Связываете ли вы особые привилегии (возможно, покупка чего-либо, поход  в кино, итп) с победой в теннисном матче?       Оценка_________
  16. Придаете большую важность занятиям теннисом, чем личностному развитию и его обучению?      Оценка_________
  17. Часто спорите с ребенком о теннисе и его подготовке?       Оценка_________
  18. Делали когда-то разные (пусть даже небольшие) наказания за проигрыши в матчах ?       Оценка_________
  19. Рассматриваете ли вы деньги, которые тратите на теннис, в качестве финансовых вложений с ожидаемым доходом?       Оценка_________
  20. Полагаете, что если бы сегодня был последний день, когда ваш ребенок играет в теннис, то нахождение в теннисе, имеет отрицательный эффект на его/ее будущее развитие?       Оценка_________
  21. Считаете, что вы воплощаете некоторые из своих неосуществленных потребностей(амбиций) или желаний посредством игры вашего ребенка в теннис?       Оценка_________
  22. Становитесь сильно расстроенным или раздраженным, когда ваш ребенок проигрывает или плохо играет?       Оценка_________
  23. Считаете игру вашего ребенка в теннис более важным для вас, чем для вашего ребенка?       Оценка_________
  24. Рассчитываете на то, что ваш ребенок обязательно станет успешным профессиональным игроком?       Оценка_________
  25. Даёте ли свои указания перед игрой или тренировкой по исполнению техники или тактики, «вне линии тренера»?       Оценка_________
  26. Настаиваете на сопровождении своего ребенка на тренировки и матчи с обязательным разбором и критикой?       Оценка_________

Суммируйте оценки по всем 26 пунктам.  Общий итог _________
Рейтинг:  26 — 52 – Хорошие показатели ;  53 — 78 – Проблемы Имеются;  79  и выше    – Вы проблемный родитель !

 

Анализ анкеты «Проблемный родитель»: главные ошибки

Показатели выше чем 52 , уже могут существенно и негативно повлиять на эффективное развитие ребёнка, и требуют дальнейших консультаций со специалистом.

Итак, с одной стороны от родителя, требуется понимание того как ребёнок развивается, какие у него в теннисе проблемы и чем ему можно помочь. С другой стороны, слишком большое вовлечение, чреватое залезанием во все процессы, ничего хорошего не несёт, более того оно крайне неэффективно.

Интересующийся, это правильный родитель , который должен понять какая тренерская философия на развитие вашего ребёнка есть у тренера, нет ли осложнённых обстоятельств, как всё строится и протекает, помогающий процессу, а не мешающий. А вот «Трудный Родитель» («проблемный родитель») затрудняет этот процесс, и именно такую формулировку выбрали Дж.Лоэр и Е.Кан, описывающие в своей «Книге для родителей,  чьи дети занимаются теннисом», признаки таковых. Своим давлением, постоянными замечаниями , «корректировками», итп проявлениями «осведомлённости и лучшего понимания», он разрушает процесс и психологическую устойчивость своего ребёнка. И конечно мешает тренировочному процессу. Именно поэтому, тренеры иногда не допускают до тренировок родителей. Не допускают возможности их психологического, в первую очередь, влияния на ребенка и его прогресс в тренировочном процессе.

Все тренеры знают, что родители очень переживают за детей и могут вольно или невольно вмешаться в процесс  с несвоевременными замечаниями, эмоциями и рекомендациями или даже сарказмом. Ребёнок при этом не будет понимать, кого же ему слушать, может расстроиться и даже «выпасть» из тренировки на некоторое время, а тренер не сможет проводить спокойную и эффективную линию на достижение результата. Вмешиваться  в тренировочный процесс  недопустимо вне зависимости от того правильно ли, на ваш взгляд, всё делает тренер или нет. Если вы как родитель, понимаете, что делает ваш тренер и согласны с этим, прекратите привносить всяческое напряжение  в тренировочный и соревновательный процесс. Если считаете, что тренер организует неправильный тренировочный процесс, обсудите это после тренировки. Попытайтесь донести до тренера ваши вопросы и выслушайте его позицию. Если считаете, что правы вы, а ситуация хроническая, то лучше сменить тренера и не мучайте себя и ребенка. 

 

Чтобы советы были для вас, родители, более весомыми и авторитетными, возьмём их из «Учебника передового тренера», выпущенного под эгидой международной теннисной федерации ITF, а также из книги спортивного психолога Дж. Лоэра. 

Что делать и Что нельзя делать Родителям.( «Учебник передового тренера»,М.Креспо и Д.Милей.)

Что делать:
— Поддерживайте двухсторонний  контакт с тренером
— Будьте «интересующимся» и в меру вовлеченным родителем
— Уважайте мнение тренера и дайте ему спокойно тренировать
— Оценивайте прогресс ребёнка, прежде всего с точки зрения развития теннисной техники , а не результата соревнования
— Рядом с кортом старайтесь выглядеть спокойным расслабленным и позитивно настроенным , учтите , противоположные состояния легко передаются детям даже на расстоянии
— Поощряйте усилия, так же как и результат, цените работу ребёнка на тренировках
— Верьте в своих детей
— Будьте рядом с ребёнком, если он проиграл, но если он хочет, оставьте его в покое
— Создавайте возможности ребёнку заниматься теннисом в приемлемом для него графике (с точки зрения обучения, физической и психологической составляющей)
— Помогайте ребёнку быть  дисциплинированным  и самостоятельным
— Будьте реалистичным в ваших ожиданиях теннисной карьеры ребёнка

Что нельзя делать:
— Делать теннис единственной целью в жизни ребёнка , отлучая его от всего остального
— Вмешиваться  или залезать в тренировочный процесс
— Не давите психологически на ребёнка  до, во время и после тренировок и матчей , анализируйте всё спокойно , умейте слушать и слышать ребёнка и тренера
— После проигрыша  сразу не разбирайте матч, сделайте паузу в час-два , чтобы эмоции улеглись, а лучше ограничьтесь короткими не эмоциональными заключениями и предоставьте разбор матча тренеру
— Не вызывайте своими действиями чувство вины у ребёнка за потраченное вами время и деньги на его теннис.
— Нельзя игнорировать боли или психологические расстройства ребёнка
— Не игнорируйте обман  ребёнка или его плохое поведение и манеры
— Не используйте сарказм для мотивации и страх для улучшения дисциплины
— Не будьте источником дополнительного волнения и стресса для ребёнка
— Не будьте излишне критичным к ребенку, упрекая его за любые ошибки
— Не подменяйте концепцию тренера , если не уверены в каждом своём «профессиональном посыле», который должен формировать тренер и поддерживать родитель
— Не создавайте ситуацию, при которой ребенок боится проиграть, из-за возможной вашей отрицательной реакции или реакции кого-то, либо каких-то последствий
— Не говорите «мы выиграли», да ваша роль как члена команды не отрицается, но это ваш ребенок, со всем багажом навыков и психологической готовностью, выходит на корт и играет
— Не тренируйтесь у двух разных тренеров не преследующих одинаковую концепцию и технику преподавания, разница в подходах и методах отрицательно повлияет на развитие теннисиста

 

Далее представлены характеристики «трудных» родителей из «Книги для родителей, чьи дети занимаются теннисом» ( Дж. Лоэр. Е.Кан). Именно так в этой книге, называются родители, которые скорее мешают, чем помогают своим детям, играющим в теннис. 

«Трудные» родители:

1. Оказывают дополнительное давление помимо того, которое спортсмен получает от самого тенниса. Теннис является игрой, в которой давление — это постоянная движущая сила. Любое неоправданное стремление к победе обостряет и без того всегда присутствующий стресс, который зачастую спортсмену бывает не под силу преодолеть.

2.Прибегают к воздействию страхом. Такие родители используют наказание, а также угрозу лишить своей любви с тем, чтобы заставить своих детей выступать лучше. К сожалению, это срабатывает, но в течение какого-то времени. Дети добиваются видимого успеха, в результате чего у родителей возникает уверенность, что их тактика правильная. Но присутствующий эмоциональный риск оборачивается опасностью для здоровья детей через какое-то время.

3.Постоянно критикуют. Такие родители утрачивают объективность и вмешиваются в этику победы или поражения. Они не соблюдают чувства дистанции между собой и своими детьми. Они утрачивают перспективу в отношении опыта и не могут помочь совладать с эмоциями или вернуть ребенка в здоровую обстановку.

3. Редко понимают проявления неуверенности. Исследования показали, что дети, у которых проявляются черты повышенного беспокойства, как правило, имеют родителей, которые не чувствуют проявления этих черт. Дети говорят, что они боятся играть, они нервничают или переживают напряжение. «А что тут такого», — обычно говорят эти родители.

4. Мыслят негативно.  Негативное мышление проявляется не в том, что родители хотят, что-то сделать из своих детей. И не в том, что родители не видят несоответствие между тем, что они требуют от своих детей и тем, что они делают сами.

5. Постоянно ворчат. Они постоянно нависают над ребёнком. То они утверждают, что ребёнок не так тренируется, то недостаточно работает со скакалкой, они часто находят повод показать, что ребёнок не выполняет свои обязанности.

6. Делают теннис более значимым, чем сама жизнь. Важность матча и турнира вырастает до невероятных размеров. Все в семье остальное отходит на задний план. Если чувство собственного достоинства молодого спортсмена зависит от его победы или поражения, то такой перекос может иметь трагические последствия. У ребенка не должно возникать чувство, что он менее ценен, когда он проигрывает, его меньше любят.

7. Закрывают на многое глаза. Если ребенок делает успехи в теннисе, то «трудные» родители спускают ему с рук очень значительные проступки в других сферах его жизни. Отсутствие самодисциплины сильно бьет по молодому атлету, когда его теннисная карьера подходит к концу и на повестку дня выходят отношения в школьном классе и на рабочем месте. Даже успех на теннисном корте не может гарантировать зрелое поведение вне корта. Слава, которую приобретает молодой теннисист с помощью своих ударов, может вызвать у него ложное восприятие мира.

 

Как видите, быть хорошим теннисным родителем не так легко, требуется такая же психологическая устойчивость и дисциплина, подконтрольный разум и сдержанность, умение общаться, да много ещё чего. Мы, родители, требуем этого от детей, но владеем ли этим сами ? Посмотрите на это, как на шанс развить себя и свои психологические силы, это поможет вам не только в данном направлении.

 

Тренерский дневник: наблюдения и разборы из практики

Примеры, истории и заключения, приведённые ниже показывают последствия той атмосферы напряжения и давления, которая есть в юниорском теннисе.

 1. Хью, говорил своим двум дочерям: «Жизнь хороша, если ты побеждаешь. Такова моя философия в бизнесе, и этому я вас и учу, как родитель. Я хочу, чтобы вы были в самой лучшей форме». И он придумал несколько систем поощрения и наказания, в том числе за результаты матчей. И на первом этапе всё шло по его сценарию, девочки начали побеждать уже к 9 годам на разных турнирах в США.» Стимулы» были разные, вплоть до отсутствия внимания к дочерям, при проигрышах и материальных лишений, и наоборот при выигрышах. Постепенно дети росли, испытывая разные психологические проблемы, о чём подробно описано в книге, и потом всё поменялось, пошли проигрыши, эмоциональные срывы, отношения в семье испортились. Одна за другой они бросили теннис, хотя отец «боролся» за продолжение занятий всеми силами, угрожая им, что они лишаться всех материальных благ навсегда, но и это не помогло.

2. Энистон, занимавший 16 строчку теннисистов США, так сказал о своих ощущениях журналу «World Tennis»: «Я испытывал колоссальный прессинг, выходя каждый раз на корт, теннис стал полностью моей жизнью». После получения травмы, его как бы вычеркнули из жизни.»Теннис был моей единственной опорой», — делает вывод Эннистон, высказываясь по поводу своей теннисной карьеры, «когда она рухнула меня потянуло к наркотикам и самоубийству». Даже юниоры в возрасте 13-ти лет, могут чувствовать себя неудачниками, побеждёнными, утратившими чувство внутренней ориентации, интереса к тому, что они делают в том числе и в жизни. Когда это происходит, дети начинают «бунтовать», теряют самообладание, совершают безумные поступки, пытаясь бороться с призрачной волной стресса.

3. Отец, Джон Шнайдер, считал, что из его дочери, Крис, выйдет очень хороший игрок. «Затраченные деньги будут стоить этого», говорил он жене, но вскоре начало выясняться, что всё может быть и по-другому. Начались поражения, и что хуже всего, у Крис начала возникать апатия по отношению к игре, она утратила вкус к соревнованиям. «У меня такое чувство, что из-за меня рушится семья, родители тратят на меня большие деньги, но ничего не получается», призналась она однажды. Это чувство вины было для неё слишком большим,  чтобы получать удовольствие от игры. Родители не понимали, что происходит и продолжали настойчиво и целенаправленно проводить свою линию на «стимулирование» дочери. «Она желает играть, она заряжена на игру, она должна стать теннисисткой»,- говорил отец. Но его последующие  комментарии через некоторое время были уже иными: » А что мне теперь делать, когда потрачено больше 50 тыс. долларов…неужели просто остановиться.» Его опасное мышление с давлением на результат, с самого начала закладывало фундамент на потерю мотивации и разрушению.

4. «Победа не всё, это — единственное». Такой плакат, с высказыванием знаменитого бейсбольного тренера Винса Ломбарди, видела на своём холодильнике каждый день, Лори Костен, одна из лучших юниорок США,  о которой журнал «Спорт илюстрейтед» помещал откровенную статью, посвященную юниорскому теннису. Эту аксиому ей пытались навязать родители, верящие в накачку такими способами. Только после того, как у неё стали сильно проявляться симптомы «выгорания», отец снял этот плакат. Но не изменил своей философии. В конце концов, она рассталась с теннисом, хотя очень успешно играла в юные годы и занимала второе место в национальной классификации США.

5. Близкая подруга Лори Костен, Эмдер входила в своей возрастной группе в десятку национального рейтинга, для 12-ти летних теннисисток. Подобно Костен, она была также очень чувствительна к напряженности в юниорском теннисе. После одного из национальных турниров у неё пропал аппетит, она начала сильно терять в весе и её стал лечить психиатр. Однажды, оставшись дома одна, она зашла в чулан и разрядила в себя дробовик. Хотя её отец в интервью «Спорт иллюстрейтед», выразил сомнение, что её смерть непосредственно связана с теннисом, в официальном заявлении содержался ясный вывод: юниорский теннис таит в себе опасность для молодых игроков.

6. Ховард Шенфильд, выигравший турнир в западном Мичигане, перенес такую эмоциональную травму, что он в течении 9-ти лет ни разу не прикасался к ракетке. И эта травма вышла за пределы тенниса, он оказался в тупике, потерянный и лишенный всех иллюзий. 

7. Джек Уорд, выросший в Денвере, которого сравнивали с великим Родом Лейвером, расстался с теннисом до 16 лет и никогда не возвращался в него. «Однажды, я просто не смог подавать, т.к не мог справиться с нервами», сказал он потом в интервью. 

 

Дорогие родители, Ваш ребенок в теннисе находится внутри уже достаточно изученной спортивной индустрии со всеми её факторами и проявлениями. Постарайтесь проанализировать, как тот путь по которому уже прошли, так и тот который предстоит осилить. Теннис должен учить ребёнка умению управлять собой, сдержанности, самообладанию, а не разрушающей самоуверенности, порождающей личное смятение и дополнительный стресс.

Удачи всем молодым теннисистам и их родителям на непростом, но таком увлекательном и познавательном пути.