Построим Ваш лучший теннисный маршрут!

Кинезиология

В данном разделе, расскажем что такое «кинезиология», а также представим нашу концепцию «кинезио теннис», в рамках которой проводим мероприятия по достижению теннисистами максимального прогресса. Для лучшего понимания различных взаимосвязей внутри исследуемых процессов, на примере форхенда разберём важные для него составляющие.

Значение слова кинезиология означает «наука о движении», и имеет греческие корни происхождения. В первоначальном виде кинезиология была научной дисциплиной о движении тела человека. В середине прошлого века кинезиологи стали оценивать мышцы, совершающие эти движения, еще и с точки зрения их функции и той информации и обратной связи, которую они могут дать. В конце 60-х годов прошлого века, Джордж Гудхарт нашёл связь между мышечным тестированием и энергетическими системами китайской акупунктуры, что в итоге вылилось в создание одного из основополагающих направлений — Прикладной кинезиологии. Другие специалисты, а также его последователи и ученики двигаясь дальше, стали широко развивать данную науку о мышечных тестах , энергетических потоках, системе обратной биологической связи и комплексному подходу. Так в дальнейшем появились многие другие модальности, среди которых Целебное прикосновение, Биокинезиология, Прикладная физиология, Кинерджетика и многие другие. По мере появления и развития различных направлений и модальностей, термин «кинезиология» стали применять как общее обозначение всей системы, при которой коммуникации и балансировки происходят через тело человека.

Кинезиология — уникальная и действенная система , позволяющая работать с большим спектром проблем, получая за счёт обратного подсознательного мышечного отклика, ответы на многие вопросы. Кроме «мышечного ответа» не существует иной прямой биологической обратной связи, поскольку мышцами, прежде всего, руководит серия подсознательных систем, взаимодействующих на различных уровнях организма человека. Мышечная функция осуществляет основной контроль над нашей структурой, на которую непосредственное влияние оказывает и пищевой статус. Точно также, эмоциональное состояние напрямую воздействует на нашу мышечную функцию таким образом, что изменения в эмоциональном состоянии приводят к изменениям в тонусе и напряжении мышц. Более того, еще Джордж Гудхарт, а потом и многочисленные кинезиологи различных направлений и модальностей, установили прямую и обратную связь между состоянием определенной мышцы у человека с его конкретным внутренним органом. Сегодня эти взаимосвязи уже имеют более четкие очертания и кинезиологи владеют методиками работы с этой системой координат.

Общее понимание спортивной кинезиологии, основывается на функциональном исследовании спортсмена, включающим анализ его движений во всех фазах и траекториях. В случае с теннисистом, мы подвергаем анализу всё, начиная от угла постановки стопы на разных видах удара и корректным включением правильной цепочки мышц, и до конечной фазы движения в последнем звене технического элемента. Это своего рода разбор мышечных включений и их тонуса, углов приложения опоры, силы и скорости по правильным траекториям, внутри биомеханической ударной цепочки теннисиста, про которую многие говорят, но мало кто реально анализирует и корректирует. А именно здесь ключ к эффективности как самого удара, так и теннисиста, затрачивающего на каждый удар определённую энергию. Снижение этой затраченной энергии , при повышении силы удара, и есть одна из целей в нашей концепции «кинезио тенниса». Тем самым, исполняя каждый элемент теннисной техники с наименьшими энергетическими затратами, во-первых теннисист не имеет проблем с травматизмом в этой части, а во-вторых, общая физическая усталость на матче будет гораздо меньшей. Известно, что помимо мышечных ,большие энергетические затраты теннисист несёт в результате когнитивных процессов и ментальной составляющей внутри матча, что в едином балансе с физической усталостью и обуславливает его общее состояние. С этими составляющими мы работаем внутри направлений психологии и тактики, хотя для профилактических мероприятий часто применяем различные методики отдельных модальностей кинезиологии.

Мультидисциплинарные знания в области кинезиологии, классической спортивной психологии и преподавания передовой теннисной техники, позволили создать концепцию » кинезио тенниса», объединяющую всё необходимое для эффективного развития теннисиста. Помимо чисто технического теннисного аспекта, включающего формирование самых оптимальных движений при ударах, «кинезио теннис» затрагивает такие области как профилактика травм, ментальное и когнитивное здоровье, пищевой статус и его корректировка, втч и по результатам кинезио тестов на пищевую непереносимость. Наши «пищевые» кинезио тесты проводятся в рамках тех же принципов, что проводил для Новака Джоковича сербский кинезиолог-диетолог, который буквально спас его от сильной глютеновой зависимости.

В концепции » кинезио тенниса» мы рассматриваем всю теннисную технику с точки зрения ударной эффективности и травмобезопасности мышечно-сухожильного аппарата теннисиста. Как показывает практика, как раз менее эффективная техника и несёт потенциал для травм, перегружая мышечно-сухожильный аппарат теннисиста. Один из основных принципов, которым мы руководствуемся при формировании теннисной техники, это минимум мышечных усилий теннисиста, при максимуме эффективности удара. Следует повторить, что это работает не только с точки зрения самой силы и контроля на ударах, но и учитывает общий расход энергии и последующие физические и психологические кондиции теннисиста.

При исследовании теннисных ударов мы работаем как с тонусом мышц, что часто является основной проблемой, так и с возможными «выключениями» отдельных мышц или цепочек. На важности проблемы «выключения» мышц синергистов , т.е тех мышц которые вместе с другими участвуют в определенном движении (например форхенде) , в рамках нашей концепции «кинезио тенниса», давайте остановимся чуть подробнее. Это позволит лучше осознать глубину и важность проблемы, корни которой могут лежать в самых неожиданных для неспециалистов областях.

Поскольку самый часто используемый удар это форхенд, рассмотрим его ,с точки зрения включения и работы мышечных звеньев. Во время фазы замаха при выполнении форхенда, движение плеча и руки в горизонтальной плоскости происходит за счёт сокращения бокового и заднего пучков дельтовидной мышцы, широчайшей мышцы спины, подостной и малой круглой мышц. За ними вступают в действие мышцы разгибатели запястья. Одновременно происходит эксцентрическая работа переднего пучка дельтовидной, большой грудной и подлопаточной мышц. Эта фаза удара подготовительная и казалось бы не столь критичная с точки зрения непосредственно взаимодействия теннисного мяча и ракетки. Но из-за её малой скорости, имеем нагрузку на мышечно-сухожильный аппарат в первую очередь зоны плеча и кисть. А теперь представьте, что часть мышц (и не обязательно на этой фазе удара) являющихся синергистами ( создающих слаженное движение в определенном направлении) просто не работает. Кто-то может удивиться, разве такое бывает?!

Бывает и очень часто, это нам показывает кинезиология, и её методики выявления и устранения втч и таких проблем. В этом случае вместо работы, например, пяти мышц в данном движении, организм использует три, но всё равно движение будет сделано, так устроена «мышечно-мозговая» взаимосвязь у человека. Нетрудно догадаться , что будет с одной из этих трёх мышц, как правило самой уязвимой, когда «они тащат это движение втроем за пятерых» сотню раз за теннисную тренировку. А если ещё и применяя технику удара с мышечным гипертонусом этих звеньев? Вот так и возникают те хронические травмы теннисистов, про которые они после неудачной теннисной карьеры, нам рассказывают. А корни этих травм очень часто не в том, что они сделали в детском возрасте запредельное количество ударов, хотя и это тоже проблема, а в том , что они делали эти удары с неполной работой всех мышечных звеньев или «травмирующей» техникой. Появлялись боли, и они лечили исключительно последствия( а не устраняли причины) мазями или хуже того таблетками, убивая желудок. И так происходило неоднократно и по кругу до появления хронической травмы , которая уже с годами четко показывала им, что пора с теннисом заканчивать.

Мы рассмотрели проблему «выключения» мышц синергистов и гипертонуса в целом на разных фазах, а также фазу замаха на форхенде. Теперь переходим к фазе выноса ракетки вперед , т.е непосредственной фазе удара (также только руки). На ней широчайшая мышца спины, передний пучок дельтовидной, подлопаточная, бицепс и большая грудная мышца, работают концентрически в фазе ускорения непосредственно перед ударом. Задействуются и мышцы предплечья, но это надо делать при правильном тонусе и ритме, чтобы не перегружать сухожилия, и не получить затем «теннисный локоть» (про его симптомы см. в разделе «Техника»). И здесь «выключенные» синергисты дают перегрузку остальным мышцам , запуская травматизм. Но главное, что может сильно падать сама эффективность удара, в том числе и за счёт осуществления удара как бы «другим набором мышц», а это для игрока просто другое «чувство мяча», что возникает и при гипертонусе этих звеньев. В такие моменты у теннисиста возникает непонимание, почему на тренировке я мог исполнять этот удар, а сейчас ничего не получается. Таким образом здесь есть как проблема травматизма, так и потери эффективности самого удара и его контроля. Для данной фазы также чрезвычайно важен тонус этих мышц и траектория движения, правильно совмещенная с ритмом.

Тонус может меняться сильно и даже происходить выключение мышцы при психологических напряжениях и неврозах (особенно часто на матче и перед ним). Полное и пролонгированное отключение мышц также очень часто происходит, из-за пищевой непереносимости. Данную проблему мы также решаем индивидуально с применением кинезио методик тестирования на пищевую непереносимость.

На последней фазе форхенда критичность меньше, поскольку там происходит замедление за счет эксцентрической работы семи мышц синергистов. Задача этой фазы обеспечение четкого исполнения предыдущей, с точки зрения обеспечения нужного угла атаки теннисной ракетки, скорости, ритма и движения по точной траектории.

В заключении хотелось бы отметить, что наша концепция «кинезио тенниса», также как и «Триада структуры здоровья Палмера», учитывает систему координат единства структурного , ментального и биохимического здоровья человека. Если мы добиваемся решения возможных проблем по любому проблемному или всем направлениям, а также обеспечиваем технически верно выстроенные движения , считаем что наша миссия выполнена , теннисист будет максимально здоров физически и ментально, и готов к взятию новых теннисных вершин.