Этот раздел очень важен и полезен для теннисных родителей, особенно если они попытаются честно оценить сами себя и степень своего воздействия на теннисное развитие своего ребёнка.
В данном разделе раскрываются следующие вопросы:- Как понять хорошие или плохой перед вами тренер;
— Анкета для теннисных родителей;
— Рекомендации от спортивных теннисных психологов мирового уровня;
— Характеристики теннисных родителей и их действий;
— Реальные примеры важности психологической составляющей из отечественной и зарубежной практики;
— Выводы.
Поскольку родители юных теннисистов , вольно или невольно пытаются понять насколько их тренер или новый, является хорошим специалистом и способен дать их ребенку достойную подготовку, приведём несложные для этого понимания и подсказки.
1. Тренер должен быть организован сам и способен привить это ученикам.
Плохо если : На тренировке вы видите систематические опоздания тренера, его периодические телефонные разговоры или личные «просмотры» в телефоне, а также отсутствие четко структурированных действий и наличие тренировочного хаоса, местами граничащего с травмо опасностью.
2. Тренер должен быть действительно профессионалом, разбирающимся во всех типах ударов и хватках при этом используемых. А не учить только так как играет он сам.
Очень Плохо если: При переходе к другому тренеру, он поясняет вам и вашему ребенку, что его прежняя, например, «полузападная» хватка ракетки плохая, и нужно обязательно теперь менять её на «восточную», потому что она лучше. Иногда приводятся по этому поводу глупые аргументы и примеры, что например Федерер играет «восточной» и удар у него на прямой руке , а у вашего ребенка локоть согнут. И что ? А Джокович и еще многие делают удар на согнутом локте! Дело не в этом, а в том что такой тренер, видимо не понимает многого в ударе и его построении, и просто будет копировать свой , возможно далеко не лучший, удар и опыт. Как только услышите такое, знайте, что перед вами тренер дилетант, возможно умеющий научить теннисиста только той хваткой, которой сам играет. У него нет представления как научить правильно ребенка делать удар, если от предыдущего тренера «досталась» другая хватка. Фактически такой тренер будет заставлять ребёнка переходить на другое чувство ракетки и мяча, которое тот нарабатывал годами до этого. Одна из самых больших проблем как раз связана с этим, когда сначала юного теннисиста обучают одному, потому другому, затем третьему, и в результате много потерянного времени и без толку потраченных сил. Эта рекомендация тренера о смене хватки может рассматриваться как тест на проф. непригодность тренера. Исключения если хватка «западная», т.к действительно подходит далеко не всем , ну или «континентальная», показывающая, что ребенка ранее обучал специалист уж очень «старой теннисной школы». Но нельзя путать смену хватки с небольшой корректировкой хватки по удержанию ракетки ближе к торцу ручки. Если ребенок держит ракетку так, что ручка правильно подобранной по весу и размеру теннисной ракетки, «свисает» еще на несколько сантиметров, это требует обязательной корректировки.
3. Тренер должен научить ребенка навыкам теннисной подачи. И даже те, кто не знает как это сделать правильно, хотя бы должен стараться в этом направлении, прилагая видимые усилия.
Очень Плохо если : когда видите на тренировке, как в последние 5-10 минут тренер просто поставил корзину с мячами и сказал, чтобы дети подавали с задней линии, а сам стоит или вообще сидит в стороне. Это говорит как о тренерском безразличии к эффективности обучения, так и о некомпетентности и отсутствии методологии обучения. Недостаточно просто самому показать, надо разобрать ошибки и выстроить методику освоения и это не тоже самое, что просто дать время на исполнение подачи.
4. Как минимум детский тренер не должен работать в жестком авторитарном стиле, оказывая постоянное давление криками и грубыми высказываниями, а также применять как метод стимуляции, отжимания , хождениям гуськом итп проявления.
Плохо если: видите на тренировках систематически любое из этих проявлений. В более позднем возрасте, некоторые могут заметить у детей негативные психологические проблемы, корни которых будут находиться в развитии в такой обстановке. Несомненно для отдельных детей и эпизодически могут быть временно полезны некоторые виды грозного воздействия. Но помните, если заставляете теннисиста отжиматься постоянно на ошибках, то его мышцы рук меняют тонус и требовать сразу после этого хороших ударов, просто бессмысленно. А про хождение гуськом, вообще не так всё безобидно, поскольку почти все дети выполняют данное упражнение неверно технически, нанося ущерб своим коленям.
Исключением в этой части можно назвать размеренный бег, как стимулирующий и предотвращающий стимул, направленный на отвлечение теннисиста от текущей проблемы и рассредоточение мыслей в его голове в процессе этого.
5. На сегодня лучшие мировые теннисные специалисты достаточно хорошо изучили особенности детского теннисного развития, поэтому уже давно разработана программа оптимального теннисного развития 10 S. И суть её не в том, что просто дети играют на маленьких кортах и другими мячами, как думают многие тренеры «старой школы», продолжая с самого юного возраста стразу натаскивать ребенка на игре с задней линии стандартного корта. Смысл в том, что в этих условиях маленьких кортов, низкой сетки, облегченных ракеток и другого давления и отскока мяча, можно сформировать правильную технику. При этом остается соревновательный дух борьбы и развития по основополагающим теннисным канонам.
Плохо если : в возрасте 6-9 лет ваш ребенок занимается тем, что в основном набивается на задней линии стандартного теннисного корта. Скорее всего он не научится хорошей теннисной технике. Отскок стандартного мяча в месте где требуется исполнить удар, приходится ребенку на уровне плеча и выше. Форхенд теннисиста, и уровни где его надо формировать, находится в зоне от чуть ниже пояса и до плеча. Скорость такого отскока стандартного мяча также не будет способствовать процессу обучения. Картина обучения таким образом, говорит о том, что переход на турнирные игры уже на стандартном корте, легче пройдёт у таких детей, за счёт этой «пустой» набитости на «знакомом корте». Однако потом могут начаться серьёзные проблемы технического и психологического характера, если ничего существенно не поменять.
6. Если это группа, то она должна быть правильно подобрана по составу и численности, а также упражнения в ней должны быть эффективными, если не стоит задача «физкультуры с ракеткой».
Плохо если : в группе более 4-5 детей , когда все они ставятся тренером в «ручеек ожидания» своего удара , уменьшая время работы с мячом… когда нет подводящих упражнений , ..нет пояснений всем и даже иногда индивидуально каждому.
7. Квалифицированный тренер должен соблюдать элементарные тренерские правила по структуре тренировки. Сначала должна быть разминка, затем освоение технической части (удары, элементы перемещения, упражнения) и затем игра, а в конце заминка.
Плохо если: видите на тренировке иную структуру.
8. Если тренер работает с детьми , то желательно удержание правильного эмоционального фона на тренировке, чтобы ребенок был увлечен процессом, а значит теннисная тренировка не пройдёт в пустую.
Плохо если: тренер работает с детьми без всяких эмоций, а ещё хуже с отрицательными. Даже если он действительно хороший специалист, но не обладает должным пониманием детской психологии, эффективность тренировочного процесса будет ниже, а мотивация ребенка страдать.
И помните первые детские тренеры самые важные в теннисном развитии ребенка. Они должны быть хорошими специалистами в части построения теннисной техники, быть хорошим воспитателем, и обладать психологическими компетенциями, чтобы привить ребёнку мотивацию и радость занятия теннисом.
Прежде чем перейти к описанию данной проблематики, предлагаем родителям уже «идущих по теннисному пути» детей, протестировать себя, на предмет того, являетесь ли вы так называемым «проблемным теннисным родителем» или нет. Это понятие кроет в себе весь тот комплекс причин и проблем, который просто может не дать эффективно развиваться вашему ребенку в теннисе. Ну именно это же есть ваша цель, не так ли? Но чтобы был смысл в заполнении данной анкеты, вы должны хотя бы для самого себя ответить на эти вопросы предельно честно.
Родителям: Прочтите следующие утверждения и классифицируйте свои ответы в соответствии со следующей градацией:
5 — Всегда ;
4 — Почти всегда;
3 — Иногда;
2 — Почти никогда ;
1 — Никогда
Данная анкета актуальна только для родителей не являющихся тренерами для своих детей . Если Вы действительно полноценно тренируете своего ребенка (а не , как бы «помогаете» тренеру), ваша задача и роль гораздо сложнее и прежде всего по психологической составляющей данного вопроса.
Возьмите лист бумаги и указывая номер вопроса, записывайте напротив него оценку. Затем сложите все оценки, сравнивая их с интерпретацией, представленной ниже. Данная Анкета совмещает как вопросы от известного американского психолога Дж.Лоера, так и вопросы, имеющие наиболее выраженное проявление в нашей отечественной практике взаимоотношений родителей и детей внутри тенниса.
По возможности оба родителя должны заполнить анкету. Для правильной оценки самого себя, как теннисного родителя, постарайтесь предельно честно ответить самому себе на следующие вопросы.
Как родители вы:
Суммируйте оценки по всем 26 пунктам. Общий итог _________
Рейтинг Оценки 26 — 52 – Хорошие показатели ; 53 — 78 – Проблемы Имеются; 79 и выше – Вы проблемный родитель !
Это понятие «Проблемного родителя», Дж.Лоер условно вывел в своих книгах и разбирает его по многим составляющим. Относитесь к этому спокойно, какой бы результат не получился. Главное это честные ответы. Не бойтесь показаться какими-то неправильными, рассматривайте эти ответы как помощь самим себе в переосмылении проблематики и дополнительных возможностях в развитии. Показатели выше чем 52 , уже могут существенно и негативно повлиять на эффективное развитие ребёнка, и требуют дальнейших консультаций со специалистом.
Если вы не являетесь проблемным теннисным родителем, и отвечали действительно честно, очень хорошо, поскольку вы не создаете не нужных сложностей в теннисном развитии своего ребенка. Но это не означает, что он сам сможет спокойно там эффективно развиваться, без сопровождения хороших специалистов, поэтому ваша задача найти их.
Если же вы обнаружили себя, как проблемного теннисного родителя, и задумались над этим, уже неплохо, т.к это возможно ваш первый шаг к исправлению ситуации.
Даже если вы занимаетесь у хорошего тренера, существует большая вероятность, что «проблемный теннисный родитель» может разрушить это гармоничное развитие из-за своей излишней импульсивности, не нужных амбиций и неуместных действий. Прочтите дальнейший материал и постарайтесь проанализировать все происходящее.
Итак, с одной стороны от родителя, требуется понимание того как ребёнок развивается, какие у него в теннисе проблемы и чем ему можно помочь. С другой стороны, слишком большое вовлечение, чреватое залезанием во все процессы, ничего хорошего не несёт, более того оно крайне неэффективно. И как часто это бывает, везде хороша умеренность. Если вы вообще не интересуетесь делами ребенка в теннисе и ваша роль сводится к привозу его на тренировки, плохо , вы сильно ограничиваете его развитие.
Другая крайность, состоит в том ,что вы фанатичный родитель, «залезающий» во многие тренировочные вопросы, специфических тренерских компетенций. Именно «залезающий», а не интересующийся, что совсем разные вещи.
Интересующийся, это правильный родитель , который должен понять какая тренерская философия на развитие вашего ребёнка есть у тренера, нет ли осложнённых обстоятельств, как всё строится и протекает, помогающий процессу, а не мешающий. А вот «Трудный Родитель» («проблемный родитель») затрудняет этот процесс, и именно такую формулировку выбрали Дж.Лоэр и Е.Кан, описывающие в своей «Книге для родителей, чьи дети занимаются теннисом», признаки таковых родителей. И это проблема в первую очередь для самого родителя и его ребёнка, и об этом написано в каждом теннисном пособии, поднимающем данную тему. Своим давлением, постоянными замечаниями , «корректировками», итп проявлениями «осведомлённости и лучшего понимания», он разрушает процесс и психологическую устойчивость своего ребёнка. И конечно мешает тренировочному процессу. Именно поэтому, тренеры иногда не допускают до тренировок родителей. Не допускают возможности их психологического, в первую очередь, влияния на ребенка и его прогресс в тренировочном процессе.
Все тренеры знают, что родители очень переживают за детей и могут вольно или невольно вмешаться в процесс с несвоевременными замечаниями, эмоциями и рекомендациями или даже сарказмом. Ребёнок при этом не будет понимать, кого же ему слушать, может расстроиться и даже «выпасть» из тренировки на некоторое время, а тренер не сможет проводить спокойную и эффективную линию на достижение результата. Вмешиваться в тренировочный процесс недопустимо вне зависимости от того правильно ли, на ваш взгляд, всё делает тренер или нет. Если вы как родитель, понимаете, что делает ваш тренер и согласны с этим, прекратите привносить всяческое напряжение в тренировочный и соревновательный процесс. Если считаете, что тренер организует неправильный тренировочный процесс, обсудите это после тренировки. Попытайтесь донести до тренера ваши озабоченности и выслушайте его позицию. Если считаете, что правы вы, а ситуация хроническая, то лучше сменить тренера и не мучайте себя и ребенка. Имейте ввиду ,что проблема может быть в вас как в вечно «залезающем» родителе, а не только в постоянно плохом тренере, что также, бесспорно бывает.
Чтобы советы были для вас, уважаемые родители, более весомыми и авторитетными, возьмём их из «Учебника передового тренера», выпущенного под эгидой международной теннисной федерации ITF, а также из книги спортивного психолога Дж. Лоэра. Почитайте, вдумайтесь и поймите, эта проблема не сегодня родилась, её уже изучили тысячи разных специалистов. Не создавайте себе и своим детям проблем на их теннисном пути.
Что делать и Что нельзя делать Родителям.( «Учебник передового тренера»,М.Креспо и Д.Милей.)
Что делать:
— Поддерживайте двухсторонний контакт с тренером
— Будьте «интересующимся» и в меру вовлеченным родителем
— Уважайте мнение тренера и дайте ему спокойно тренировать
— Оценивайте прогресс ребёнка, прежде всего с точки зрения развития теннисной техники , а не результата соревнования
— Рядом с кортом старайтесь выглядеть спокойным расслабленным и позитивно настроенным , учтите , противоположные состояния легко передаются детям даже на расстоянии
— Поощряйте усилия, так же как и результат, цените работу ребёнка на тренировках
— Верьте в своих детей
— Будьте рядом с ребёнком, если он проиграл, но если он хочет, оставьте его в покое
— Создавайте возможности ребёнку заниматься теннисом в приемлемом для него графике (с точки зрения обучения, физической и психологической составляющей)
— Помогайте ребёнку быть дисциплинированным и самостоятельным
— Будьте реалистичным в ваших ожиданиях теннисной карьеры ребёнка
Что нельзя делать:
— Делать теннис единственной целью в жизни ребёнка , отлучая его от всего остального
— Вмешиваться или залезать в тренировочный процесс
— Не давите психологически на ребёнка до, во время и после тренировок и матчей , анализируйте всё спокойно , умейте слушать и слышать ребёнка и тренера
— После проигрыша сразу не разбирайте матч, сделайте паузу в час-два , чтобы эмоции улеглись, а лучше ограничьтесь короткими не эмоциональными заключениями и предоставьте разбор матча тренеру
— Не вызывайте своими действиями чувство вины у ребёнка за потраченное вами время и деньги на его теннис.
— Нельзя игнорировать боли или психологические расстройства ребёнка
— Не игнорируйте обман ребёнка или его плохое поведение и манеры
— Не используйте сарказм для мотивации и страх для улучшения дисциплины
— Не будьте источником дополнительного волнения и стресса для ребёнка
— Не будьте излишне критичным к ребенку, упрекая его за любые ошибки
— Не подменяйте концепцию тренера , если не уверены в каждом своём «профессиональном посыле», который должен формировать тренер и поддерживать родитель
— Не создавайте ситуацию, при которой ребенок боится проиграть, из-за возможной вашей отрицательной реакции или реакции кого-то, либо каких-то последствий
— Не говорите «мы выиграли», да ваша роль как члена команды не отрицается, но это ваш ребенок, со всем багажом навыков и психологической готовностью, выходит на корт и играет
— Не тренируйтесь у двух разных тренеров не преследующих одинаковую концепцию и технику преподавания, разница в подходах и методах отрицательно повлияет на развитие теннисиста
Далее представлены характеристики «трудных» родителей из «Книги для родителей, чьи дети занимаются теннисом» ( Дж. Лоэр. Е.Кан). Именно так в этой книге, называются родители, которые скорее мешают, чем помогают своим детям, играющим в теннис. Настоятельно советую присмотреться к этим характеристикам и попытаться отнестись к себе максимально объективно и критично, при оценке себя и своих действий. Если вы найдёте у себя хотя бы часть данных проявлений, вам надо серьёзно задуматься над теми последствиями, к которым это может привести.
Итак, переходим к этим 10 характеристикам.
«Трудные» родители оказывают дополнительное давление помимо того, которое спортсмен получает от самого тенниса. Теннис является игрой, в которой давление — это постоянная движущая сила. Любое неоправданное стремление к победе обостряет и без того всегда присутствующий стресс, который зачастую спортсмену бывает не под силу преодолеть.
«Трудные» родители прибегают к воздействию страхом. Такие родители используют наказание, а также угрозу лишить своей любви с тем, чтобы заставить своих детей выступать лучше. К сожалению, это срабатывает, но в течение какого-то времени. Дети добиваются видимого успеха, в результате чего у родителей возникает уверенность, что их тактика правильная. Но присутствующий эмоциональный риск оборачивается опасностью для здоровья детей через какое-то время.
«Трудные» родители постоянно критикуют. Такие родители утрачивают объективность и вмешиваются в этику победы или поражения. Они не соблюдают чувства дистанции между собой и своими детьми. Они утрачивают перспективу в отношении опыта и не могут помочь совладать с эмоциями или вернуть ребенка в здоровую обстановку.
«Трудные» родители редко понимают проявления неуверенности.
Исследования показали, что дети, у которых проявляются черты повышенного беспокойства, как правило, имеют родителей, которые не чувствуют проявления этих черт. Дети говорят, что они боятся играть, они нервничают или переживают напряжение. «А что тут такого», — обычно говорят эти родители.
«Трудные» родители мыслят негативно. Негативное мышление плохой пример для юниоров. Негативное мышление проявляется не в том, что родители хотят, что-то сделать из своих детей. И не в том, что родители не видят несоответствие между тем, что они требуют от своих детей и тем, что они делают сами.
«Трудные» родители постоянно ворчат. Они постоянно нависают над ребёнком. То они утверждают, что ребёнок не так тренируется, то недостаточно работает со скакалкой, они часто находят повод показать, что ребёнок не выполняет свои обязанности.
«Трудные» родители делают теннис более значимым чем сама жизнь. Важность матча и турнира вырастает до невероятных размеров. Все в семье остальное отходит на задний план. Если чувство собственного достоинства молодого спортсмена зависит от его победы или поражения, то такой перекос может иметь трагические последствия. У ребенка не должно возникать чувство, что он менее ценен, когда он проигрывает, его меньше любят.
«Трудные» родители закрывают на многое глаза. Если ребенок делает успехи в теннисе, то «трудные» родители спускают ему с рук очень значительные проступки в других сферах его жизни. Отсутствие самодисциплины сильно бьет по молодому атлету, когда его теннисная карьера подходит к концу и на повестку дня выходят отношения в школьном классе и на рабочем месте. Даже успех на теннисном корте не может гарантировать зрелое поведение вне корта. Слава, которую приобретает молодой теннисист с помощью своих ударов, может вызвать у него ложное восприятие мира.
«Для успеха в теннисе родитель должен уметь смотреть дальше результата текущей игры на корте. Если поставлена цель, сделать ребенка блестящим игроком, насколько это возможно, то жизнь требует, чтобы родители держались сзади, ослабляли давление, испытываемое их ребенком, воспитывали и поддерживали его»
Как видите, быть хорошим теннисным родителем не так легко, требуется такая же психологическая устойчивость и дисциплина, подконтрольный разум и сдержанность, умение общаться, да много ещё чего. Мы, родители, требуем этого от детей, но владеем ли этим сами ? Посмотрите на это, как на шанс развить себя и свои психологические силы, это поможет вам не только в данном направлении.
Этот раздел создан для повышения информированности теннисных родителей о важности формирования правильного и конструктивного родительского поведения и помощи своим детям на их теннисном пути. Поскольку часто осознание проблем приходит на переосмыслении чужого опыта, далее приводятся некоторые типичные и реальные примеры из практики основателя данного проекта и историй юниоров в США .
Надеюсь, что информация представленная здесь поможет произвести теннисным родителям некоторую переоценку своих взглядов, в части чрезмерного «стимулирования» своих детей в процессе их теннисного развития. Родители, сильнее всех переживают за своих детей и всегда хотят им добра, но от некого недопонимания, что давление и неверная фокусировка на ложных целях и задачах, является скорее злом, происходит обратное действие, которое часто приводит к одному и тому же печальному результату. Хорошо если после этого, отношения родитель-ребенок выровняются и сохраняться нормальными, а ведь и это можно загубить, застывшей обидой в процессе подобных теннисных взаимоотношений. Да, мы, мамы и папы, тоже подвергаемся определенному напряжению в процессе теннисного развития наших детей, постоянно думаем и переживаем за тренировочный и турнирный режимы, нахождение тренера и отношения с ним, забот много. В конце концов, мы часто задумываемся, зачем, как и на какие деньги всё это происходит, будет продолжаться и к чему может привести. В каждый новый отрезок времени, мы порой видим это всё под разным углом и ракурсом, что может приводить к периодическому переосмыслению, а часто и к непониманию перспектив происходящего. Именно поэтому, важно осознать такие важные вещи на этом тернистом теннисном пути, как постановку целей, формирование качественного базиса и периодизацию в развитии, контроль движения на этом «маршруте» и гармоничное существование внутри определенного мировоззрения. Применив правильную философию теннисного развития, у вас исчезнет множество проистекающих отсюда психологических проблем, и сама эффективность, нацеленная на истинные цели поднимется на другой уровень.
Итак, переходим к историям, и первая показывает нам, как мы, родители, порой можем не замечать проблему, которая перерастает в критическую и самым негативным образом влияет на наших детей.
На одном из турниров, я сидел на трибуне открытых кортов сбоку от них и смотрел за игрой своей дочери как бы через корт. Как раз на этой ближайшем корте играла девочка, чьи родители постоянно сопровождали её игру громкими негативными комментариями и недовольными замечаниями, с явной эмоциональной окраской, особенно усердствовал отец. Она конечно, слышала это, и ощущала на себе их негативное воздействие, что нередко явно проявлялось в поведении. Я сидел чуть выше и сзади и уже хотел пересесть, но вдруг мужчина сидевший рядом с ними, достаточно громко в какой-то момент сказал: «вот и я прессовал своего до 14 лет, а он у меня не один турнир выиграл.., а потом он однажды пришёл и сказал нам, что больше не хочет заниматься теннисом, спасибо, извините». Эта фраза, заставила меня отвлечься от матча и послушать ещё несколько его комментариев этой родительской паре. Как он пояснил, их с женой, постоянное давление и особенно по поводу результатов на турнирах, привело к потере у сына желания играть в теннис вообще. Затем он сказал, что младшую дочь теперь воспитывают в теннисе совсем по другому. Кстати , те родители оказались достаточно мудрыми людьми, если поняли ту, свою глобальную ошибку в формировании у сына разрушающей по своей сути концепции. А ведь некоторые папы и мамы, даже после всего этого, часто не понимают почему же так всё случилось, зачем, и что они делали. А быть может не правильно было сформировано теннисное развитие ребёнка и в этом виноваты прежде всего сами родители и не надо сваливать всё на лень детей или их поведение или отсутствие таланта?
Следующий случай, не носит какого-то драматического характера, однако демонстрирует, как чрезмерное давление по ходу тренировки, может осложнить её эффективность, а порой и разрушить игровые кондиции. В беседе с одним из теннисных тренеров, регулярно спаррингующим серьезную теннисистку, он рассказал мне, явно бросающееся в глаза обстоятельство. Когда родители теннисистки начинали давать ей по ходу тренировочного матча комментарии и критиковать действия, у неё почти никогда не было шансов выиграть эти тренировочные матчи с ним. Это настолько бросалось ему в глаза, что он с удивлением поделился со мной, зная мою специализацию в области психологии. В данном случае, нет ничего странного, скорее это закономерность и следствие накопившегося чрезмерного давления и неконструктивного взаимодействия. Наверняка , эти теннисные родители, вполне образованные люди и даже слышали и читали, о том, что на профи уровне тенниса, психология спортсмена его главное оружие, что позволяет раскрыться теннисисту в полном объёме, ну или как минимум сильно не придушить имеющееся состояние. Но к сожалению, как это всегда бывает, знать в теории, не означает увидеть эту проблематику в своём случае и уж тем более, сделать в этом направлении конкретные шаги. А точнее исключить свои негативные. Вопрос не в том, что нельзя делать замечания или правки в процессе тренировок, они именно для этого и нужны, речь о том ,что это должно быть эффективным, эмоционально верным и помогать, а не мешать, как было в том случае. А вот эту, хорошо работающую коммуникацию, призванную поддерживать теннисиста как психологически, так и корректировать технически, и надо выстраивать. Это является одной из главных задач тренера или родителей, если уж они тренируют ребёнка самостоятельно, что всегда достаточно непросто.
Этот пример чётко показывает взаимосвязь разнообразных, втч и болезненных состояний у некоторых детей с психологическим напряжением. Случай произошёл, когда мы ездили на один из детских теннисных турниров. Дело было в одном подмосковном «дутике», и поскольку там нет трибун сверху, откуда можно смотреть за игрой на дальних кортах, все родители располагались сбоку у одного корта. Рядом со мной стояли другие родители, чьи дети разминались на корте прямо перед нами. Вдруг я услышал , как одна девочка на этом ближнем корте, в ответ на какой-то вопрос родителей, крикнула им, что у неё голова болит и она не может больше играть на разминке. Поскольку эти родители стояли около меня, и я оказался в прямом визуальном контакте с ними, то невольно спросил их, что с ней и зачем она мучается, играя в болезненном состоянии. Они пояснили мне, что она была абсолютно здорова до разминки, и также сказали ,что обычно дочь не придумывает такие вещи и стали при этом сильно озабочены. Тогда я предположил, почему это происходит, но вмешиваться с советами не стал. Однако, их перекрикивание продолжилось и девочка сказала ,что голова болит ещё больше и начала хныкать, на что родители стали как-то подбадривать, но это никакого положительного действия не оказало. Тогда я не удержался и сказал им , что это скорее всего боль соматического характера и проблемы в её состоянии сильной тревожности. Они посмотрели на меня с непониманием и спросили «что!?» Время особо не было пояснять всю цепочку развития болей соматического характера и общую проблематику, поэтому я сказал им, что могу дать один эффективный совет и они должны его выполнить прямо сейчас, чтобы успеть увидеть положительный эффект до начала турнира. Выслушав меня, они подозвали дочь и сказали ей коротко и конкретно то, что я и просил. Смысл их речи, построенной в правильной эмоциональной окраске , был в донесении до дочери «правильного» родительского ожидания от её игры и результата. Через некоторое время, радостный вид этой юной теннисистки говорил сам за себя, хотя я услышал также и её ответ о том ,что голова перестала болеть. Быть может, это покажется кому-то странным или удивительным, но это была обычная соматическая реакция , вызванная состоянием большого внутреннего напряжения. В конкретно этом случае психологические проявления напряженности сказались на головной боли, но у других детей и при других ситуациях, это может быть проявлено в виде болей в области живота, мышечных блоков, скованности верхнего плечевого пояса, потере точности в мелкой моторике и других явных или скрытых отрицательных последствиях. Какова будет эффективность игры в таких состояниях, думаю всем понятно. Из этой же области, но несколько в другом контексте, и ситуации с провалами по ходу матча, где уже не так просто добиться оптимального игрового психологического состояния.
Данная история показывает как реагируют дети на подобные проявления давления со стороны родителей , и как у них буквально убивается мотивация для дальнейших занятий теннисом, руками своих же родителей. В тот раз я возил свою дочь на теннисный турнир РТТ в Люберцы, где она и увидела в раздевалке следующую ситуацию. После матча, переодеваясь рядом с ней оказались две девочки (9-10 лет), одна из которых утешала другую по поводу её проигрыша в окончившемся матче. Она говорила, ей что не надо так переживать, мол выиграешь в другой раз, но та, чуть ли не плакала. Кто-то из них спросил мою дочь, на тему выиграла она или нет в своём матче, и получив ответ, что и она проиграла, со стороны расстроившейся теннисистки было недоумение, мол почему тогда ты такая спокойная. Вдруг в раздевалку вошла мама этой девочки и сходу начала кричать : «Я не затем трачу кучу своего времени и денег, чтобы ты проигрывала и так играла.., сколько можно.., завтра на тренировке тебе тренер даст! «. После чего она также быстро вышла, а её дочь получив очередную порцию негатива и давления, окончательно расстроилась, заплакала и сказала своей подруге, что не хочет идти завтра на тренировку и добавила, что-то типа «надоело …когда же они от меня отстанут».
Примеры, истории и заключения, приведённые ниже, взяты из «Книги для родителей, чьи дети занимаются теннисом», написанную психологом Дж. Лоэром . Он изменил имена и фамилии в отдельных случаях, но это все абсолютно реальные истории. Поскольку, полная версия каждой, занимает много места, они сжаты до описания их сути. Полные истории, можете прочитать в данной книге.
Хью, говорил своим двум дочерям:»Жизнь хороша, если ты побеждаешь. Такова моя философия в бизнесе, и этому я вас и учу, как родитель. Я хочу, чтобы вы были в самой лучшей форме». И он придумал несколько систем поощрения и наказания , в том числе за результаты матчей. И на первом этапе всё шло по его сценарию, девочки начали побеждать уже к 9 годам на разных турнирах в США.» Стимулы» были разные, вплоть до отсутствия внимания к дочерям, при проигрышах и материальных лишений, и наоборот при выигрышах. Постепенно дети росли, испытывая разные психологические проблемы, о чём подробно описано в книге, и потом всё поменялось, пошли проигрыши, эмоциональные срывы, отношения в семье испортились. Одна за другой они бросили теннис, хотя отец «боролся» за продолжение занятий всеми силами, угрожая им, что они лишаться всех материальных благ навсегда, но и это не помогло.
Энистон, занимавший 16 строчку теннисистов США, так сказал о своих ощущениях журналу «World Tennis» :»Я испытывал колоссальный прессинг, выходя каждый раз на корт, теннис стал полностью моей жизнью». После получения травмы, его как бы вычеркнули из жизни.»Теннис был моей единственной опорой», — делает вывод Эннистон, высказываясь по поводу своей теннисной карьеры, «когда она рухнула меня потянуло к наркотикам и самоубийству». В случае с Эннистоном, как и в случаях с другими молодыми игроками, чья жизнь утратила уравновешенность, тяга к успеху, который приносит теннис, может обернуться для игрока утратой веры в то, что вообще способен добиться успеха. Даже юниоры в возрасте 13лет, могут чувствовать себя неудачниками, побеждёнными, утратившими чувство внутренней ориентации, интереса к тому, что они делают в том числе и в жизни. Когда это происходит, дети начинают «бунтовать», теряют самообладание, совершают безумные поступки, пытаясь бороться с призрачной волной стресса. Подобно Эннистону, они могут даже приобщится к наркотикам и иметь суицидные мысли.
Отец, Джон Шнайдер, считал, что из его дочери ,Крис, выйдет очень хороший игрок. «Затраченные деньги будут стоить этого», говорил он жене, но вскоре начало выясняться, что всё может быть и по-другому. Начались поражения, и что хуже всего, у Кристины начала возникать апатия по отношению к игре, она утратила вкус к соревнованиям. «У меня такое чувство, что из-за меня рушится семья, родители тратят на меня большие деньги, но ничего не получается», призналась она однажды. Это чувство вины было для неё слишком большим, чтобы получать удовольствие от игры. Родители не понимали, что происходит и продолжали настойчиво и целенаправленно проводить свою линию на «стимулирование» дочери. «Она желает играть, она заряжена на игру, она должна стать теннисисткой»,- говорил отец. Но его последующие комментарии через некоторое время были уже иными: » А что мне теперь делать, когда потрачено больше 50 тыс. долларов..неужели просто остановиться.» Его опасное мышление с давлением на результат, с самого начала закладывало фундамент на потерю мотивации и разрушению.
«Победа не всё, это — единственное». Такой плакат, с высказыванием знаменитого бейсбольного тренера Винса Ломбарди, видела на своём холодильнике каждый день, Лори Костен, одна из лучших юниорок США, о которой журнал «Спорт илюстрейтед» помещал откровенную статью, посвященную юниорскому теннису. Эту аксиому ей пытались навязать родители, верящие в накачку такими способами. Только после того, как у неё стали сильно проявляться симптомы «выгорания», отец снял этот плакат. Но не изменил своей философии. В конце концов, она рассталась с теннисом, хотя очень успешно играла в юные годы и занимала второе место в национальной классификации США.
Близкая подруга Лори Костен, Эмдер входила в своей возрастной группе в десятку национального рейтинга , для 12летних теннисисток. Подобно Костен, она была также очень чувствительна к напряженности в юниорском теннисе. После одного из национальных турниров у неё пропал аппетит, она начала сильно терять в весе и её стал лечить психиатр. Однажды, оставшись дома одна, она зашла в чулан и разрядила в себя дробовик. Хотя её отец в интервью «Спорт иллюстрейтед»,выразил сомнение, что её смерть непосредственно связана с теннисом, в официальном заявлении содержался ясный вывод: юниорский теннис таит в себе опасность для молодых игроков.
В статье были и другие ужасные факты. Ховард Шенфильд, выигравший турнир в западном Мичигане, перенес такую эмоциональную травму, что он затем в течении 9 лет ни разу не прикасался к ракетке. И эта травма вышла за пределы тенниса, он оказался в тупике, потерянный и лишенный всех иллюзий. Джек Уорд, выросший в Денвере, которого сравнивали с великим Родом Лейвером, расстался с теннисом до 16 лет и никогда не возвращался в него. «Однажды, я просто не смог подавать, т.к не мог справиться с нервами», сказал он потом в интервью. Эти истории показывают последствия той атмосферы напряжения и давления, которая есть в юниорском теннисе, и которую иногда создают родители своими руками. Зачастую родительские инстинкты ошибочны, а применение большого давления может вызвать у игрока множество психологических проблем, заключает психолог Лоэр.
«От некоторых родителей можно сойти с ума, они часами заставляют детишек выполнять свои задания на корте, орут на них и доводят до слёз..уж поверьте , дети будут ненавидеть теннис, и как только у них будет шанс бросить теннис, они сделаю это». Так сказала, легендарная теннисиста Трейси Остин в книге «Выигрышная комбинация», написанная легендарным Боллитиери и Энтони.
Родители, которые не видят жизнь своего ребёнка во всём разнообразии, не смогут создать ему эмоциональный климат, необходимый для достижения успеха в теннисе, утверждает спортивный психолог Дж.Лоэр и продолжает. Теннис должен учить ребёнка умению управлять собой, сдержанности, самообладанию, а не разрушающей самоуверенности, порождающей личное смятение и дополнительный стресс. Родители, которые сами срываются, дают недвусмысленный пример своим детям, поступать таким же образом. Вообще «чудеса» их поведения переходят иногда все границы. После турнира в штате Вирджиния, отец ударил по щеке свою дочь , после проигрыша в матче, который по его мнению она должна была выиграть. Другой случай, отец бросил сына после проигранного им матча далеко от дома, и тот не знал как добраться домой. Детям иногда приходится сражаться с психологическими вывертами родителей, и это окажет существенное влияние на их теннис и саму жизнь.
Американская юниорка Синди Барбер, так вспоминает один из показательных случаев проявления тяжелого психологического состояния. «Я играла в группе до 12 лет с девочкой, которая занимала более высокое место по рейтингу, и я никогда ранее не выигрывала у неё . На этот раз я вела в первом сете 5-4 и подавала. Вдруг я услышала как соперница сказала, что не может продолжать, затем у неё начались странные проявления и она потеряла сознание. Диагноз был из области психологии.
Нет смысла ещё дополнительно рассказывать про истории, которые многие слышали, про размышления родителей, о том что их ребёнок имел много медалей и кубков, часто выигрывал, но потом вдруг почему-то всё остановилось. Они «завязали с теннисом» , потратили много времени , сил, нервов и денег, и ничего не вышло, да при этом ещё и ребёнок не развивался в других областях и получил травмы и повышенную нервозность. Вот это и есть ,часть тех последствий неверного теннисного развития, про которое мы рассуждаем , предлагая альтернативный путь развития.
Ещё раз хочется пояснить родителям. Ваш ребенок в теннисе находится внутри уже достаточно изученной спортивной индустрии со всеми её факторами и проявлениями. Постарайтесь проанализировать, как тот путь по которому уже прошли, так и тот который предстоит осилить. Смотрите на исследование данного вопроса, как на аналог в исследовании при создании оптимального бизнес проекта, если бы вы стремились в нём к нужному результату.
Читайте и анализируйте, благо, что уже на эти темы написано огромное количество книг и статей, и не надо замыкаться в своём текущем кругозоре или простом принятии мнения некоторых «опытных» родителей. Изучайте проблематику глубже и с привязкой к своей конкретной ситуации. Если не получается разобраться самостоятельно, обращайтесь к хорошим специалистам.
Удачи всем молодым теннисистам и их родителям на непростом, но таком увлекательном и познавательном пути!